Friday, 28/4/2017 | 6:08 UTC+0

В Москве выращивают конкурентов “Мосгортрансу”

фото: Роман Бобков/Gudok.ru

В Москве выращивают конкурентов “Мосгортрансу”

Крупнейший оператор пассажирского автотранспорта не участвовал в конкурсах ради формирования конкурентной среды в столице

Реформа автобусных перевозок в Москве взрастит конкурентов “Мосгортрансу”. В перспективе ГУП будет бороться за маршруты на конкурсах и отвечать за оказание транспортных услуг на равных условиях с частными перевозчиками.

В ноябре 2015 года в Москве прошли конкурсы на обслуживание маршрутов автобусных пассажирских маршрутов частными перевозчиками. Мэрия заложила в них условия, которые позволят в 2016 году перейти к новой модели управления наземным транспортом. Согласно ей, весь пассажирский автотранспорт будет оказывать услуги по единым стандартам и по одним финансовым условиям.

Суммарная начальная стоимость 58 контрактов на обслуживание 211 маршрутов составляла 47,5 млрд руб. По данным на октябрь 2015 года, доля пассажиров, перевозимая частными перевозчиками составляла 30%, сообщал заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожной инфраструктуры Москвы Дмитрий Пронин. Мэрия прогнозирует ежегодную прибыль от продажи билетов пассажирам частных компаний в размере 8,5 млрд руб.

В аукционных торгах не принимал участия крупнейший оператор пассажирских перевозок ГУП “Мосгортранс”. По состоянию на январь 2016 года предприятие обслуживает в Москве свыше 800 маршрутов. Ежедневно по рабочим дням его автобусы, троллейбусы и трамваи перевозят 5,8 млн пассажиров.

20 января генеральный директор “Мосгортранса” Евгений Михайлов объяснил почему компания не участвовала в конкурсах Департамента транспорта. По его словам, “Мосгортрансу” необходимо чтобы на столичном рынке возникли серьезные конкуренты, чтобы появился benchmark – образец для сравнения. “Пока нас не с чем сравнивать, нас можно либо огульно ругать: “Вы работаете плохо! Вы перевозите дорого, либо у вас слишком высокие затраты”. – сказал Михайлов. – У нас появляется benchmark, который работает в таких же условиях как мы”.

Если бы “Мосгортранс” заявился на конкурсы, то он бы обошел других участников, уверен Михайлов. “Мы просто вышибли бы оттуда всех и работали бы замечательным образом”, – сказал он. С этим предположением согласен председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. “Если “Мосгортранс” будет участвовать в этих конкурсах, то он придет и все выиграет”, – сказал он Gudok.ru.

Сравнение “Мосгортранса” с конкурентами даст действующим топ-менеджерам ГУП возможность оптимизировать предприятие пока оно не станет лучшим в мире: “Будем понимать зачем нам работать еще – чтобы достичь экономических, финансовых, технологических показателей, чтобы оставаться лучшей компанией на рынке, лучшей компанией в России, лучшей компанией в мире по наземным перевозкам”, – заявил Евгений Михайлов.

Янков считает, что “Мосгортранс” в сегменте автобусных перевозок должен быть на таких же правах, как и другие участники рынка. “В том числе, чтобы “Мосгортранс” знал, что если он будет плохо обслуживать то, эти маршруты могут у него отнять и выставить на конкурс”. – сказал он.

По данным Союза пассажиров России, министерство транспорта РФ и департамент транспорта Москвы реализует поэтапный переход именно к такой модели конкуренции – конкуренции за маршрут между всеми компаниями вне зависимости от формы собственности.

Действующая нормативно-правовая база не регулирует особенности привлечения к перевозкам и особенности финансирования автобусных, троллейбусных и трамвайных операторов муниципальной формы собственности, пояснила Gudok.ru директор Центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ Высшая школа экономики Татьяна Кулакова. В крупных городских агломерациях России такие операторы обеспечивают, как правило, 50 – 90% всего объема перевозок, считает она.

Также Кулакова отмечает, что в России не предусмотрена модель контракта на сеть. “Ключевой особенностью электрического транспорта (троллейбус, трамвай) является технологическая целостность инфраструктуры, что не позволяет разделить сеть электрического транспорта на отдельные маршруты и передать нескольким операторам. – говорит она. – Поэтому данный вид транспорта не затронет проводимая реформа. Теоретически может быть применено две эффективные модели управления: «контракт на управление» (конкуренции за рынок нет) или контракт на сеть”.

На сегодняшний день Мосгортранс, по словам Евгения Михайлова, даже предоставил возможность перенять опыт сотрудникам компаний, выходящих на рынок пассажирских перевозок. "Коллеги сейчас сидят у нас на предприятиях и активно изучают технологию, организацию работы, нюансы, задают вопросы. Для них знакомство с работой "Мосгортранса" – это огромный шаг вперед с точки зрения развития их компаний, с точки зрения отношения к пассажиру", – подчеркнул руководитель "Мосгортранса".

Николай Логинов, Gudok.ru

20 января 2016

Источник

About