Friday, 28/4/2017 | 6:13 UTC+0

Ценовые войны авиаперевозчиков продолжаются

фото: Аркадий Шаповалов / Gudok.ru

Ценовые войны авиаперевозчиков продолжаются

Российские авиакомпании продолжают снижать тарифы, несмотря на рост издержек

Крупнейшие билетные агентства выявили, что за 2015 год средняя стоимость авиаперелета (в одну сторону, с вылетом из Москвы), несмотря на рост издержек перевозчиков, практически не изменились. Это произошло за счет снижения цен на билеты по внутренним направлениям, доля которых возросла, и за счет умеренного роста цен на международные направления, число которых уменьшается.

«По внутренним направлениям средняя стоимость билета за 2015 год снизилась на 15%, составив 6,6 тысяч рублей, а по международным направлениям – подорожала на 16,5% – до 22,3 тысяч рублей», – сообщил Gudok.ru CEO сервиса Anywayanyday Евгений Шухлин. Средний чек на этой платформе – 13,9 тысяч рублей – за год увеличился на 3,15%, а за последний месяц подешевел на 4,8%.

«Внутренние воздушные линии падают в цене, международные направления растут», – соглашается PR-директор другого билетного агента – Aviasales Янис Дзенис. В итоге для клиентов Aviasales в январе 2016 средняя стоимость билета по сравнению с январем прошлого года выросла на 6,3% (а по сравнению с декабрем 2015 года на 6,6%), составив 22 тысячи рублей.

Похожие тенденции заметили и аналитики сервиса "Туту.ру", работающем в другой ценовой категории: стоимость среднего билета по российским направлениям осталась на прежнем уровне – около 6,7 тысяч рублей, а покупка билета за границу поднялась за год на 12,4% – до 13 тысяч рублей. Средняя стоимость перелета у клиентов "Туту.ру" составила 7777 рублей – на три(!) рубля дороже, чем в январе 2015 года.

По данным сервиса, цены снизились на подавляющее большинство десяти самых популярных российских направлений. Подорожал на 15% до 5,2 тысяч рублей только средний билет в Казань, которая замыкает Топ-10 популярных внутренних направлений.

При этом за билеты по международным направлениям покупатели в среднем стали платить больше. «Особенно сильно выросли цены на авиабилеты в Европу и в страны дальнего зарубежья: на 16% и 14% соответственно. Авиабилеты в страны ближнего зарубежья (в СНГ) в среднем подорожали примерно на 7% по сравнению с январем 2015 года», – говорит руководитель отдела по связям с общественностью туристического сервиса "Туту.ру" Наталья Анисимова. В компании уточняют, что средняя цена билета в Израиль прибавила 41%, в Латвию – 34%, в Италию – 29%, в Германию – 26%. На Украину, с которой сейчас нет прямого сообщения, билеты в среднем подорожали на 68%.

Однако на среднюю стоимость перелета, а следовательно, и на выручку авиакомпаний сейчас более заметное влияние оказывают продажи билетов на внутренних направлениях. В результате падения курса рубля и снижения платежеспособности потенциальных авиапутешественников доля международных перевозок стала уменьшаться и к ноябрю прошлого года, по данным Росавиации, составляла 43,5%, а внутренние перевозки выросли до 56,6%. «Продажи на внутренних воздушных линиях сейчас доходят до 75-80%, что корректирует средний чек, конечно же», – добавляет Янис Дзенис.

«Конечно, произошли изменения в структуре спроса вследствие падения покупательской способности, – соглашается руководитель компании Infomost Борис Рыбак, – Пассажиры берут самые дешевые билеты. Авиакомпании стали продавать заметно меньше мест в бизнес-класс».

Такая статистика продаж, по оценкам экспертов, предваряет грядущие ценовые войны, которые, как ожидалось, завершатся с уходом с рынка авиакомпании «Трансаэро». Авиационные эксперты сходятся во мнении, что в условиях кризиса перевозчики должны повышать тарифы, чтобы перестать летать в убыток. «За последние полтора года из-за значительного изменения курса национальной валюты и с учетом того, что значительная часть издержек перевозчиков номинирована в долларах, расходы авиакомпаний выросли: на лизинговые платежи, на поддержание летной годности, на обслуживание в зарубежных аэропортах, поднялись цены на авиационный керосин, увеличились аэропортовые сборы», – перечисляет Олег Пантелеев.

"Снижение средних цен можно объяснить появлением на рынке более дешевых билетов лоукостера «Победа», с одной стороны, и господдержкой ряда направлений, с другой", – замечают аналитики "Туту.ру".

В билетных агентствах обращают внимание, что сильнее всего за год средние тарифы на внутренних линиях сократились в Калининград – на 28%, до 4,4 тысячи рублей, в Самару – на 23% до 3,5 тысячи рублей, в Екатеринбург – на 15% до 5 тысяч рублей, Ростов-на-Дону – на 12% до и 4,2 тысячи рублей, и в Симферополь –11% до 4,2 тысячи рублей. При этом сайт авиакомпании «Победа» на момент подготовки материала предлагал билеты с вылетом в конце января в Калининград за 2999 рублей, в Самару – 1299 рублей, в Екатеринбург и в Ростов-на-Дону за 1999 рублей.

«На тех направлениях, где есть «Победа», билеты становятся значительно дешевле», – подтверждает Дзенис. «То, что билеты не подорожали с уходом «Трансаэро», – это факт. «Победа» вышла на рынок и предлагает тарифы, которых просто быть не может, – заметил Рыбак, – Причем продает не только пару дешевых билетов в маркетинговых целях, а достаточно массово. Остальным перевозчикам приходится следовать за ней. «Аэрофлот» с политикой «плоских тарифов» также способствует снижению цен».

Управляющий партнер АО «2К» Тамара Касьянова полагает, что в целом ценовые войны – приемлемый формат конкурентной борьбы за клиента, но сейчас «возможно, не самый лучший момент для активного снижения цен». «К чему могут привести ценовые войны, уже показала ситуация с компанией «Трансаэро». В нестабильных макроэкономических условиях политика демпинга несет дополнительные риски», – добавляет она.

Рыбак прогнозирует рост долговой нагрузки и убытки перевозчиков, финансовое состояние которых и без того вызывает тревогу.

Константин Пукемов, Gudok.ru

20 января 2016

Источник

About